5 Авг 2013

Интервью Мадукара для журнала Vegetarian

Автор: admin

Отличный журнал Vegetarian, посвященный не только здоровому образу жизни, но и освещающий разные духовные направления и темы личностного развития взял интервью у Мадукара: разговор пошел о сближении науки и религии, концепции монизма и йоге тишины, о “свободе” как специфическом термине в религии и духовных практиках.

Как Вы впервые пришли к духовности, что стало отправной точкой? Как и почему возник интерес к восточной философии?

– Нет отправной точки для духовности, потому что все мы – духовные существа. Мой интерес к восточной философии начался тридцать лет назад, когда я путешествовал в Гималаях. До этого меня намного больше привлекала философия Запада, а о медитации я и вовсе не думал. В начале восьмидесятых я поехал в Непал. Я поехал туда не из религиозных побуждений, просто хотел полазать по горам. Целый месяц я жил на высокогорье в маленькой палатке, наслаждаясь великолепием природы, исполинскими горами и безбрежным пространством.

Я наблюдал за простой и счастливой жизнью местных жителей и все больше влюблялся в это особенное чувство свободы. Однажды, когда я лежал в своем спальном мешке на высоте 5000 метров и смотрел в ночное небо с мириадами сияющих звезд, я пережил что-то потрясающее: какие-то границы внутри меня просто распались и прямо из своей груди я словно катапультировался в беспредельность Вселенной. Это было как открытие чему-то новому. И действительно, после этого опыта для меня началась совсем другая жизнь. Я решил пока не продолжать обучение в Европе, а вместо этого отправился в Индию. В течение последующих шести месяцев я путешествовал по субконтиненту, изучая религиозные традиции и философские системы – Йогу, Тантру, искусство Янтры, виды Индуизма, Буддизм и так далее. В то время я много практиковал, медитировал и получил несколько духовных опытов.

Тогда же я изменил свою диету и стал вегетарианцем. Решение стало неизбежным после того, как я зарезал петуха своими руками. Я сказал себе: если ты решил есть мясо, то не стоит быть трусом и, ни о чем не беспокоясь, просто покупать мясо в супермаркете или ресторане. Если уж ты решил съесть другое существо, то у тебя должно хватить решимости самому убить его. И, сделав это, я осознал, что это не для меня. Я не хочу убивать и съедать чью-то жизнь, вместе с жизнью съедая и страдания этого существа. Я вегетарианец уже более 30 лет, и мне это только на пользу.

Ваш второй вопрос был о том, как возник мой интерес к восточной философии. Стоит заметить, что любая философия, которая не делает нас счастливее, не добавляет нам понимания этой жизни, этого бытия – бесплодна. Философия, которая не приносит ясности, радости и доверия, – просто пустой ментальный конструкт. Философия, которой вы следуете, должна приносить вам пользу. Например, ваше решение быть вегетарианцем, непременно станет полезным. Поначалу это может быть сложным, вам будет казаться, что чего-то не хватает, но со временем, наоборот, вы только выиграете от этого. Вы станете человеком, ведущим здоровый образ жизни и способным, помимо всего прочего, различать тончайшие оттенки вкуса. Также и духовность должна идти вам во благо. Когда вы стремитесь понять собственное существование и исследуете «Кто я?», это должно помочь вам. И оно помогает, потому что, погружаясь в первоначальный Источник, Источник той силы, которая дает проявление всему, вы становитесь более тихими. Затихает ментальная активность, калейдоскоп мыслей и эмоций сходит на нет, и вы возвращаетесь домой – в присутствие и красоту, которые всегда здесь. То, о чем я говорю – это высшая форма Йоги: Йога Тишины.

- Не могли бы Вы подробнее рассказать о Вашем понимании концепции монизма и о том, что Вы называете Йогой Тишины?

– Монизм – это философский принцип, утверждающий, что все множество существующих явлений, мир и объекты в нем, могут быть поняты и объяснены с точки зрения единой реальности. Все, что мы воспринимаем, появляется и вновь исчезает в некой мистической реальности, которую я называю Тишиной или Сердцем. То есть все проявленное, само по себе не являясь абсолютной реальностью, в этой абсолютной реальности возникает. Принцип монизма был описан уже первыми европейскими философами. Так, Гераклит и Парменид утверждали, что бытие является неизменным, неделимым и неподвижным. Позднее, уже более близкий к современности философ – Спиноза, говорил о монистической реальности. Или немецкий философ Гегель, оказавший большое влияние на многих философов, в том числе на Карла Маркса. Гегель, кстати, был родом из того же города, где вырос я – из Штутгарта, и умер примерно за 120 лет до моего рождения.

Монизм является частью многих религий – не только Индуизма, но также Иудаизма, Ислама (наиболее полно идеи монизма представлены в Суфизме), и, конечно же, Буддизма. Ведь Будда был воспитан в традиции Адвайта-веданты, одной из философских школ Индуизма. Вообще, Индуизм не является, как многие полагают, такой же религией, как, например, Христианство. Скорее мы можем говорить об отражении множества разных традиций, обрядов и концепций. Адвайта-веданта – одна из таких традиций. Существуют и другие философские школы, основанные на принципах монизма. Линия Мастеров, к которой принадлежу я, восходит именно к Адвайте. Сам термин «адвайта» может быть объяснен так: «двайта» буквально означает «два», то есть это «дуализм», «двойственность»; «адвайта» – это, соответственно, «не-два» или «недвойственность». По существу Адвайта есть признание того, что между вами и Источником нет никакой разницы. Вместо слова «Источник» вы можете использовать другое слово, которое вам ближе: Бог, Божественное, Сердце.

В нашей традиции мы советуем прямое исследование своей истинной природы посредством вопроса «Кто я?». Рамана Махарши – гуру моего гуру, известный индийский мистик, осознавший свое Истинное Я в раннем возрасте, говорил именно об этом. Просто посмотрите, где возникает осознание «я». Откуда проявляется мысль? В чем существует осознание тела? Эти вопросы приведут вас домой.

- Возможно ли, по-Вашему, в повседневной жизни совмещать принципы восточной философии с прагматичным и рациональным западным мышлением?

– На Западе очень сильно отождествление с личностью, поэтому вполне понятно, что западная философия сосредоточена на проблемах тела и ума. Восточная же философия больше направлена на поиск абсолютной, неизменной реальности, предшествующей появлению мира и всех феноменов. Конечно, западный человек может привнести восточную философию, понимание Адвайты в свою повседневную жизнь.

Прежде всего, хочу отметить, что нет никакой разницы между обычной жизнью и жизнью духовной. Все вызовы жизни принимаются. Ведь медитация или духовность – это вовсе не средства спрятаться от жизни, убежать от решения сложных проблем. Наоборот, духовный аспект, стремление найти истину, помогает соответствовать вызовам жизни в гораздо большей степени. Человек в повседневной жизни действует посредством ума, используя свои интеллектуальные возможности – таким образом, все наше мировоззрение создается умом. Поэтому пребывать в тишине, исследовать «я», исследовать реальность и быть ею – очень благотворно. Когда мы внутренне становимся тише, в нашу жизнь приходит доверие, а вместе с ним и приятие происходящего, независимо от того, пытаемся ли мы повлиять на ход событий или мудро воздерживаемся от вмешательства. Безусловно, жить в согласии с принципами Йоги Тишины очень благотворно, потому что это означает найти доступ к внутренней, изначальной силе, которая предшествует всему, силе, более глубокой, чем личность и программы этой личности. Эта сила начинает проявлять себя сразу же, как только вы настраиваетесь на нее.

Прагматичное западное мышление, как и восточное, направленное на поиск Абсолюта, имеют свои достоинства. Оба подхода принимаются, давая нам возможность жить более свободной, более полной и более счастливой жизнью. И разве это не то, к чему мы все в конечном счете стремимся? Быть счастливыми.

- Многие религии и традиции часто используют термин «свобода». Что есть свобода в Вашем понимании? Достижима ли она в мире, ориентированном на материальные ценности?

– Свобода здесь, прямо сейчас. Когда мы полностью присутствуем в настоящем – это свобода. Свобода означает, что мы не бежим за желаниями, мыслями, эмоциями, не уносимся в будущее или прошлое. Осознанное присутствие оказывает целительное воздействие на функционирование тела, мозга, энергетической системы организма. Современные научные исследования также подтверждают, что пребывать в настоящем – полезно для здоровья. И, кроме того, это приносит радость, превосходящую любые удовольствия, которые мы получаем посредством чувств. Каким-то образом эта радость гораздо слаще. Погружаясь в тишину и исследуя то, что есть, вы можете сами убедиться в этом.

Наше общество и наша культура через учителей и родителей убедили нас в том, что стать счастливым можно только прикладывая постоянные усилия. Поэтому мы прилежно учимся, усердно работаем, стремимся получить множество опытов. Мы рассчитываем стать свободнее, построив карьеру, добившись успеха, богатства и так далее. Это приемлемо, но совершенно ясно, что материальный мир хоть и предоставляет нам определенный комфорт, не способен дать нам полного удовлетворения. Если вам удалось увидеть и понять это, вы можете использовать этот шанс и посмотреть глубже. Можно наслаждаться миром и одновременно исследовать реальность, осознавая, что источник всего – любовь. Любовь, которая не относится к материальным ценностям. О ней также нельзя сказать, что она принадлежит востоку, западу, северу или югу. Это сияние, исходящее из вашего Сердца. Это тишина, дающая опору всему. Она доступна каждому, она внутри.

Что Вы думаете о постепенном сближении науки и религии в смысле духовности? Есть ли основания предполагать, что однажды наука признает то, что религия утверждает уже тысячи лет? Как Вы говорите, наша истинная природа….

– Современная наука, в частности исследования в области физики и квантовой механики, сегодня приводят факты, которые полностью согласуются с древними утверждениями Адвайты. Еще мой земляк Альберт Энштейн (он тоже родом из немецкой земли Вюртемберг) доказал, что относительно малое количество вещества может быть преобразовано в большое количество энергии. Примером этого служит способность материальных частиц (например, позитрона или электрона) трансформироваться в нематериальные (фотоны).

С незапамятных времен человечество пытается найти мельчайшую частицу материального мира. Древние греки обнаружили атом, который посчитали самой малой частицей, и потому назвали «атомос», что значит «неделимый». Позже с развитием науки было доказано, что атом также состоит из частиц, таких как электроны, нейтроны и т.д. Затем, в 1995 г., были обнаружены шесть разных «сортов» кварков, еще более мелких частиц материи. Последнему, шестому кварку даже присвоили имя «истинный». Но и это не предел. Если смотреть глубже, то оказывается, что вся материя – это ничто, пустота.

Конечно, с точки зрения повседневного восприятия трудно понять, что деревянный стол может оказаться пустотой. Стол выглядит твердым и производит звук, когда я по нему стучу. Но если мы посмотрим через электронный микроскоп, то увидим, что 99,999 % этого стола составляет пустота, и лишь ничтожно малый процент – это материя. И если вы будете всматриваться в эту материю еще более пристально, то и она исчезнет. Вот и получается, что все – это в реальности ничто. Как сказал Будда: «Пустота – это форма, форма – это пустота». Конечно, мир выглядит вполне реальным – например, сейчас, вы чувствуете свое тело, видите меня, слышите мой голос. Вовсе не надо отрицать существование этого мира и всех явлений в нем, достаточно просто стремиться к более глубокому пониманию того, что есть.

Современная наука также пытается раскрыть природу личности, уделяя особое внимание исследованиям головного мозга. Уже сейчас многие ученые заявляют, что та личность, которой человек себя полагает, – по сути лишь воображение. Это определенный продукт работы мозга, созданный на основе информации. Представьте, что точно так возникает и весь мир. Получается, что каждый человек, это никто, вообразивший себя кем-то. А древнее утверждение Адвайты гласит: «Я» не существует». Для меня очевидно, что современная наука и Адвайта уже встретились.

А вот с религией дело обстоит несколько иначе. Религия основана на вере. Концепция любой религии представляет собой совокупность индивидуальных духовных опытов ее основателя и добавленных последователями догм. Я совсем не против религий. Любая религия для меня – это, прежде всего, богатейший пласт человеческой культуры. Поэтому я спокойно принимаю существование множества разных религий, особенно если они уважительны и миротворны по своей природе.

Но для тех, кого притягивает истина, для вас и читателей вашего журнала, может быть интересным отбросить любые концепции и получить прямое переживание Сердца. Вот сейчас мы слышим дождь. До этого мы могли говорить о дожде, ожидать дождя, а сейчас мы его ясно слышим, мы чувствуем в воздухе его запах, его влажность на нашей коже. Это непосредственный опыт. Точно так и я вдохновляю вас не довольствоваться концептуальным пониманием, а получить непосредственный опыт, используя вопрос «Кто я?». Мудрецы говорят, что наша истинная природа – это покой и счастье. Выясните, правда ли это.

Дополнительный вопрос: Адвайта утверждает, что личность, как таковая, не существует, а представляет собой лишь преходящий феномен, равно как и окружающий мир. Какой смысл воспринимать вещи, которые не реальны? И что же тогда реально? И поскольку все живут в этой иллюзии и многие ею вполне удовлетворены, то, как мы вообще можем прийти к необходимости поиска истины?

– Во-первых, мои поздравления тем, кто счастлив и доволен своей жизнью. Их я совсем не собираюсь беспокоить разговорами об абсолютной истине. Но некоторые люди привлечены зовом этой истины. В детстве мы знали, что есть что-то более стоящее, чем то, чем живут люди и что предлагает нам окружающий мир. Многие чувствовали себя отделенными от этого мира. Как, если вы помните, Иисус сказал: «Я в мире, но не от мира». Это чувство принадлежности к более глубокой, скрытой реальности. И если вас притягивает эта более глубокая истина, то вам может оказаться полезной помощь того, кто покажет вам, как обнаружить внутреннюю силу, ясность и счастье, как жить Йогой Тишины. И разве не чудесно, что вам не предлагается искать и практиковать годами? Вместо этого, вам указывают непосредственно на истину.

Открыв эту истину, вы можете продолжать проживать свои опыты в окружающем мире. Вы можете с удовольствием наблюдать за полетом орла… Даже сейчас, во время дождя, он парит над балийскими горами…

Раньше или позже, всякого рода проявления перестанут вас волновать. Тогда, наслаждаясь этой сладкой свободой, вы вдруг осознаете, что покой стал реальностью.

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.